Прошел Всероссийский семинар для преподавателей высшего и среднего профессионального образования

Сотрудники Северо-Западного центра комплексной энергоэффективности и энергосбережения при СПбГУПТД (СЗЦКЭ), являющегося филиалом Межрегионального центра профессионального обучения и переподготовки кадров по энергоэффективности Проекта ПРООН-ГЭФ «Энергоэффективность зданий на Северо-Западе России» (далее – проект ПРООН-ГЭФ, Проект), провели Всероссийский семинар для преподавателей учреждений среднего профессионального и высшего образования «Методика обучения студентов учреждений среднего профессионального и высшего образования по вопросам энергосбережения. Опыт проекта ПРООН-ГЭФ «Энергоэффективность зданий на Северо-Западе России», который прошел 27 апреля 2017 года на базе Центра.

Выбор место проведения не случаен — преподаватели университета с 2013 года участвуют в разработке, апробации и внедрении учебно-методических материалов для обучения студентов учреждений среднего профессионального и высшего образования вопросам энергосбережения и повышения энергоэффективности. Кроме того, в 2017 году в университете состоится первый выпуск энергоменеджеров, прошедших обучение по программам, разработанных при поддержке Проекта.

Семинар транслировался на всю Россию по сети Интернет на сайтах Проекта и филиала Межрегионального центра профессионального обучения и переподготовки кадров по энергоэффективности, что позволило кроме преподавателей Санкт-Петербурга и пилотных регионов проекта принять в нем участие преподавателям образовательных учреждений Петрозаводска, Москвы, Владивостока и Ханты-Мансийска, Казани и других городов России.

 
С приветственным словом выступил руководитель Высшей школы технологий и энергетики университета П.В. Луканин, который отметил положительный опыт сотрудничества вуза с Проектом и вклад преподавателей университета в создание системы непрерывного обучения в сфере энергоэффективности на ступенях профессиональной подготовки и переподготовки кадров для отраслей промышленности и ЖКХ. В своем выступлении он также подтвердил готовность руководства и педагогического коллектива продолжить работу в этом направлении в 2017 и последующих годах.

С докладом «Образовательный компонент проекта ПРООН-ГЭФ «Энергоэффективность зданий на Северо-Западе России» выступил главный технический советник по реализации образовательных компонентов Москалев А.А. В своем выступлении Александр Москалев обобщил опыт создания системы непрерывного обучения вопросам энергоэффективности на Северо-Запада России, рассказал участникам семинара о возможностях Межрегионального центра профессионального обучения и переподготовки кадров по энергоэффективности, созданного при поддержке Проекта, и пригласил участников семинара пройти в нем обучение по программе повышения квалификации «Методика реализации образовательной деятельности по теме «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности зданий» в образовательных учреждениях».

Собравшимся был показан фильм об образовательном компоненте Проекте.

В ходе семинара выступили преподаватели, участвовавшие в разработке и апробации учебно-методических материалов для студентов учреждений среднего профессионального и высшего образования и имеющие большой опыт обучения по этим программам.

С опытом разработки программы «Основы энергосбережения и энергоэффективности» для среднего профессионального и высшего образования, а также учебных планов и программ подготовки магистров по направлению «Менеджмент» выступила директор Института инновационных управленческих технологий ВШТЭ Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна, Т.Р. Терешкина, которая отметила высокую инновационность и эффективность учебно-методических материалов за счет их модульного построения, адаптивности их использования к обучению по различным направлениям подготовки (строители, теплоэнергетики, менеджеры и т.п.) и уровней образования. Представленные материалы вызвали большой интерес у участников семинара.

Практическую и разностороннюю направленность подготовки в магистратуре энергоменеджеров показывают тематики выпускных работ, такие как, совершенствование методов управления энергоэффективностью предприятия, логистический подход к организации аварийных работ на тепловых сетях ГУП «ТЭК СПб», система городского энергоменеджмента как инструмент для принятия управленческих решений, исследование тенденций в производстве и потреблении топливно-энергетических ресурсов. Подводя итоги подготовки магистров Т.Р. Трешкина отметила проблемы, которые возникли в ходе обучения, а именно: отсутствие стандарта энергоменеджера предприятия и регионального энергоменеджера, сложность формирования программы итоговой государственной аттестации и отсутствие материалов по энергоэффективности на предприятиях, требуемых для аттестации и практик. Эти проблемы решаются в ходе обучения второго набора магистров-энергоменеджеров.

Участникам семинара были презентованы, разработанные и изданные Проектом, учебно-методические материалы для обучения студентов по программе «Основы энергосбережения и энергоэффективности», прошедшие актуализацию в 2016 году и подготовленные к изданию.

Опытом обучения по вопросам энергосбережения и энергоэффективности студентов автотранспортного и электромеханического колледжа (г. Санкт-Петербург) поделилась преподаватель этого учебного заведения Т.А. Володькина. В колледже обучение осуществляется в рамках реализации проектной деятельности, в ходе которой студенты решают практические задачи, актуальные для города и региона, многие из них, например, «умная остановка», уже реализуется. Также, она отметила большую поддержку Проекта, оказанную для реализации современных образовательных технологий в части обеспечения актуальными учебно-методическими материалами.

С докладом «Практическая подготовка магистров по энергоменджменту» по скайпу выступил заместитель директора Высшей школы энергетики, нефти и газа института Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова Марьяндышев П. А. На базе университета при поддержке Проекта создан Межрегиональный центр профессионального обучения и переподготовки кадров по энергоэффективности. В своем докладе он поделился опытом обучения магистров-энергоменеджеров по направлению «Теплоэнергетики и теплотехника» и отметил большую роль Проекта в повышения качества их обучения за счет дооснащения из средств Проекта учебно-научной лаборатории энергоменджмента и мониторинга энергопотребления. Это позволило обучать студентов использованию современных информационных технологий мониторинга и анализа потребления энергоресурсов.

Заведующий кафедрой промышленной теплоэнергетики ВШТЭ Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна С.Н. Смородин поделился опытом апробации и внедрения обучения вопросам энергосбережения и энергоэффективности в программах обучения бакалавров и магистров по направлениям подготовки «Промышленная теплоэнергетика» и «Теплоэнергетика и теплотехника» в университете.

Выступающим участниками семинара было задано много вопросов по их опыту обучения студентов вопросам энергосбережения и энергоэффективности.

В ходе семинара также были обсуждены проблемы, возникающие в ходе обучения, вызванные ускоренными переходами почти на каждый год на новые федеральные государственные образовательные стандарты.

Участники семинара отметили большую роль Проекта в обеспечении преподавателей современными и актуальными учебно-методическими материалами. Также они выразили пожелание о создании на базе филиалов Межрегионального центра профессионального обучения и переподготовки кадров по энергоэффективности учебно-методических центров, где преподаватели смогут получить методическую поддержку и пройти повышение квалификации.

Участники семинара высказали благодарность руководству ПРООН-ГЭФ «Энергоэффективность зданий на Северо-Западе России» за актуальный и хорошо организованный семинар.